воскресенье, 13 декабря 2015 г.

Про российский кредит

Одной из интриг последнего времени стала жёсткая дискуссия относительно [не]возврата российского кредита, полученного Украиной в виде привлечения $3 млрд. через продажу евробондов в декабре 2013 г., за несколько недель до краха режима В.Януковича. Украина стремится реструктурировать этот долг "на общих основаниях", о которых договорилась с МВФ (отсрочка на 4 года, списание 20% суммы), Россия намерена подать в суд и добиваться объявления дефолта. Судя по всему, международные кредиторы продолжат поддерживать Киев даже в самых неблагоприятных условиях – однако в том или ином виде решение проблемы всё же придётся искать.

Обращаясь к истории с выдачей этого кредита два года назад, сложно отделаться от впечатления о том, что он являлся обычной для Кремля подачкой лояльному главе сопредельной страны, каковых в истории путинской России было немало. Однако украинский случай отличался тем, что был по сути взяткой президенту В.Януковичу за неподписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, все переговоры прошли за несколько дней, а выдача состоялась несмотря на возражения многих российских чиновников, справедливо полагавших, что ссуда из Фонда национального благосостояния (само по себе звучит издевательски) – заведомый невозврат.

Россия, как известно, подписала тогда с Украиной соглашение о кредитовании её на $15 млрд. – при этом $12 млрд. должны были быть предоставлены в 2014 г. Понятное дело, что после февраля Киев уже не был дружественен Москве, и остальных денег не увидел. Это, на мой взгляд, открывает теперь определённые возможности.

Москва, не предоставив Киеву кредит в полном объёме, как то предусматривалось в соглашении от 17 декабря 2013 г., практически подтвердила, что она выдала первый транш кредита не столько Украине как государству, сколько её президенту как личному другу российского президента. В.Янукович и большинство наиболее заметных деятелей его режима обвинены в Украине в серьёзных преступлениях, связанных со злоупотреблением властью, незаконным обогащением и коррупцией. Из страны были выведены десятки миллиардов долларов, в том числе и в Россию. В подобных условиях данную сделку следовало бы признать совершенной с превышением полномочий со стороны бывших украинских властей и предложить особый характер урегулирования возникших по ней обязательств.

В основе предложения могла бы лежать предельно простая инициатива. В Украине до сих пор так и не начаты серьёзные расследования хищений, совершённых В.Януковичем и его окружением – что, видимо, обусловлено в том числе и тесными связями между старой и новой украинской властями. Однако, если предположить, что кредит выдавался Россией по сути частным лицам, которые тогда "владели" Украиной, то и вернуть его должны те же "выгодоприобретатели". Иначе говоря, Украина могла бы объявить международный тендер среди аудиторских компаний и частных детективных агенств по поиску укрытых активов; возбудить массу дел о незаконном обогащении – и заявить при этом, что все выявленные средства, конфискованная собственность и укрытые активы будут направлены на погашение кредита, который был получен у России по сути для сохранения у власти коррумпированного и преступного режима. Вполне вероятно, что, учитывая несопоставимость масштабов украденного и объёма обязательств, вопрос с Россией удалось бы решить.

Предложенная схема, на мой взгляд, имела бы для Украины несомненно позитивные следствия.

Во-первых, нынешнее правительство подчеркнуло бы, что оно не покрывает коррупцию своих предшественников – и, значит, не является простым продолжателем дела разворовывания страны (в чём сегодня уже возникают небеспочвенные сомнения).

Во-вторых, тем самым была бы отмечена разница между государственными обязательствами Украины и по сути частными долгами её бывших "владельцев", которые в то же время перестали быть неприкасаемыми, что произвело бы хорошее впечатление на партнёров Киева.

В-третьих, необходимость выявления украденных средств запустит широкую борьбу с коррупцией, в т.ч. и с участием международных структур – чего в Украине так не хватает и чего в условиях реструктуризации обязательств может и не случиться вовсе.

Иначе говоря, предложение России получить причитающиеся ей $3 млрд. именно с тех, кому она их давала, имеет массу положительных моментов – и я думаю, что оно могло бы революционировать мировую практику борьбы с автократическими режимами не менее, чем Майдан революционизировал практику ненасильственного сопротивления недемократичной власти. Потому что в случае успеха данного предприятия многие вороватые диктаторы и их приспешники поняли бы, что их будут искать – и найдут – и после ухода из власти, а сторонники демократических реформ поняли бы, что их страны после смены политического курса не обязаны будут десятилетиями выплачивать средства, украденные антинародными режимами.

Владислав Иноземцев, профессор Высшей школы экономики, директор «Центра исследований постиндустриального общества» (Москва)