В Украине завершается очередная реформа — почтовая. На уровне Кабмина принято решение ликвидировать все отделения государственной «Укрпочты» в сёлах. Правда, процесс уничтожения почтовых отделений и их почтальонов медленно идёт с 2018 года, но именно сейчас подходит к логическому финишу.
Например, Одесский областной совет уже подтвердил, что стационарные отделения «Укрпочты» в сёлах с населением меньше 2000 человек всё-таки будут ликвидированы, хотя депутаты и надеются, что кое-где этого удастся избежать.
Тема закрытия сельских отделений была поднята ещё в 2019 году. В «Укрпочте» жалуются, что маленькие отделения не окупаются, и содержать их предприятию не по карману. В то же время, для жителей малых сёл отделения «Укрпочты» играют огромную роль: только здесь они могут, к примеру, получить пенсии, оплатить коммунальные услуги, приобрести некоторые товары. Опять же, «Укрпочта» получает значительные дотации из госбюджета: в 2019 году их объём превысил 500 миллионов гривен. Ну, а зарплата главного почтовика Игоря Смилянского давно стала притчей во языцех: она составляет почти 900 000 гривен. Кстати, сам Смилянский в прошлом году подтвердил, что чистый доход государственной компании «Укрпочта» увеличился на 20,6% по сравнению с 2019 годом — до 8,2 млрд гривен. И вдруг такую «золотую курицу» собрались пустить под нож...
«То есть, совладать с предприятием, которое, кстати, на 100% принадлежит государству, это самое государство не может. На встрече председателя Одесского облсовета Григория Диденко с руководителем одесского филиала „Укрпочты‟ Сергеем Дроздом информация о том, что отделения будут ликвидированы, была подтверждена. Вместо стационарных отделений будут действовать передвижные: грубо говоря, сотрудники „Укрпочты‟ будут периодически приезжать в тот или иной населённый пункт, чтобы его жители могли воспользоваться услугами предприятия. А всё остальное время жители малых сёл будут фактически отрезанными от цивилизации. Письма, телеграммы, посылки — всё это в прошлом, в „совке‟», — пишет одесский журналист Юрий Ткачёв.
Интересно, что «Укрпочта» уже объявила тендер на покупку 500 автомобилей, которые будут выполнять функцию передвижных отделений. По словам Смилянского, в течение двух лет «Укрпочта» планирует запустить 1000 передвижных отделений, которые должны покрыть услугами почтовой связи всю территорию Украины.
«Это не просто передвижные отделения — это ключ к предоставлению финансовых услуг, реформы энергетики, а также доступности лекарственных препаратов для более чем 15 миллионов граждан Украины», — заявил Смелянский.
«То есть, четверть страны, миллионы жителей будут зависеть от графика машин, качества дорог и погодных условий? И не смогут купить лекарства, или отправить срочную телеграмму родственникам, если что-то случится? Мы все видели, как зимой „Скорые‟ и спасатели не могли доехать к нуждающимся, больных на санях везли в больницы... А тут почтовый автомобиль. Это что, броневик, что ли, который везде и всегда проедет?», — возмущаются сельские жители.
И напоминают, что в почтовых отделениях можно было и наличные снять, и даже продукты и средства гигиены купить.
Поэтому местными властями сейчас рассматривается альтернативный вариант: власти объединённых территориальных громад могут взять на себя финансирование отделений «Укрпочты», и тогда их, возможно, не закроют. Проще говоря, прибыльное госпредприятие будут поддерживать из скудных местных бюджетов. Ведь почтовые отделения в сёлах и посёлках являются критическими объектами социальной инфраструктуры, и закрывать их, конечно, преступление.
«Но именно поэтому отделения будут закрыты. Украина должна стать как можно менее пригодным местом для жизни в ближайшие сроки. И этот план реализуется ударными темпами», — резюмирует редактор издания «Таймер» Юрий Ткачёв.