Разработанный Министерством
экономического развития и торговли законопроект «О критической
инфраструктуре и ее защите» существенно расширяет полномочия
правоохранительных органов, создает ряд правовых коллизий, содержит
нечеткие формулировки и не соответствует декларируемому властью курсу на
дерегуляцию.
Об этом говорится в письме
Интернет Ассоциации Украины к первому вице-премьер-министру Украины -
министру экономического развития и торговли Украины Степану Кубиву,
передает InternetUA.
Проект Закона Украины «О критической инфраструктуре и ее защите»
разработан во исполнение Указа Президента Украины, которым введено в
действие решение СНБОУ «О совершенствовании мер обеспечения защиты
объектов критической инфраструктуры». Целью документа является создание
условий для формирования и эффективной реализации государственной
политики в сфере защиты критической инфраструктуры.
У профильной организации операторов и провайдеров есть ряд замечаний и
предложений к документу. В частности, у ИнАУ есть претензии касательно
ряда определений, указанных в законопроекте, особенностей регуляции
бизнеса и доработки многих его положений.
Но ключевые замечания касаются расширения полномочий Службы безопасности Украины в сфере защиты критической инфраструктуры.
Согласно абзацам 12, 16 части первой статьи 17 проекта Закона, разработчик документа предлагает предоставить СБУ дополнительные полномочия в сфере защиты национальной безопасности: предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности обязательных для рассмотрения предложений по защите критической инфраструктуры и обязательных к выполнению запросов о деятельности объектов критической инфраструктуры; знакомство в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у операторов объектов критической инфраструктуры с документами и другими материальными носителями информации, необходимой для предупреждения, выявления и недопущения актов несанкционированного вмешательства в деятельность объектов критической инфраструктуры, в том числе содержащими информацию с ограниченным доступом, и тому подобное. Кроме этого, изменениями в части первой статьи 10, части первой статьи 15, части первой статьи 24 Закона Украины «О Службе безопасности Украины», которые предлагаются в заключительных и переходных положениях проекта Закона, сотрудникам СБУ будет предоставлено право осуществлять контрразведывательную защиту критической инфраструктуры.
– И на сегодняшний день СБУ имеет широкие полномочия для
совершения мероприятий, направленных на недопущение, быстрое
реагирование и пресечение правонарушений в сфере обеспечения
национальной безопасности, проведения контрразведывательных и оперативно
- розыскных мероприятий и полномочий, установленных в статьях 1, 2 ЗУ
«О Службе безопасности Украины». А функция СБУ по контрразведывательной
защите критической инфраструктуры должна осуществляться в исключительном
соответствии с контрразведывательными мероприятиями, определенными
Законом Украины «О контрразведывательной деятельности», – говорится в письме. – Предложение
по расширению полномочий СБУ путем предоставления права вмешательства в
деятельность органов государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм
собственности, которые не определены Законом Украины «О Службе
безопасности Украины», считаем, противоречат Конституции Украины.
По мнению авторов письма, разработчик проекта Закона, предлагая расширить перечень полномочий СБУ, не устанавливает формы, порядки и процедуры, в рамках которых сотрудники СБУ имеют право выполнять отдельные мероприятия. Из перечня полномочий и из содержания статьи 17 проекта Закона также не понятно, какое прямое отношение имеют отдельные предложенные полномочия СБУ именно к защите киберпространства. К примеру, проверка инвестиций и происхождения капитала, право принимать меры по предупреждению и противодействию финансирования критической инфраструктуры не в интересах национальной безопасности. На сегодня именно на Государственную службу финансового мониторинга Украины возложена задача по реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и тому подобное.
– Следовательно, в случае принятия закона в предложенной редакции имеет место двойной контроль за финансовыми операциями отдельных субъектов хозяйствования (тех, что отнесены к объектам критической инфраструктуры), а именно со стороны Госфинмониторинга и СБУ, – говорят в ИнАУ.
Для реализации СБУ полномочий, определенных в абзацах 6 и 8 части первой статьи 17 законопроекта, отсутствуют какие-либо законодательные основания, поскольку, согласно абзацу 5 статьи 92 Конституции Украины, исключительно законами Украины определяются принципы организации и эксплуатации связи. Кроме этого, отмечают в ИнАУ, положение, изложенное в абзаце 8 части первой статьи 17 проекта Закона, не согласуется с принципами деятельности в сфере телекоммуникаций, заложенными в статье 6 Закона Украины «О телекоммуникациях», согласно которым государством гарантируется доступ потребителей к общедоступным телекоммуникационным услугам, необходимым для удовлетворения собственных потребностей, участия в политической, экономической и общественной жизни.
– Любые попытки внедрения законодательных новаций ограничения и блокировки доступа потребителей к сети Интернет без соответствующего решения суда на такие действия, во-первых, нарушают принципы, заложенные в статье 1 Конституции Украины, согласно которой Украина признает себя правовым государством, и в статье 31 Конституции Украины, которая гарантирует гражданам тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Во-вторых, введение таких новаций может создать контролируемое властью и СБУ управления телекоммуникационной отраслью, – подчеркивают в Интернет Ассоциации Украины. – Учитывая, что реализация правоохранительным органом отдельных полномочий, предложенных разработчиком в статье 17 законопроекта, может привести к нарушению прав и свобод, законных интересов граждан и субъектов хозяйствования, предлагаем исключить из текста проекта Закона абз. 4 и частично абз. 5, абз. 6, 8, частично абз. 12 части первой статьи 17, которыми разработчик предлагает наделить СБУ полномочиями, не соответствующими цели Закона, а также отдельным положениям Закона «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины», Закона Украины «О Службе безопасности Украины» и, по нашему мнению, могут привести к различной трактовке в правоприменении.
С полным текстом письма можно ознакомиться здесь.