понедельник, 24 июля 2023 г.

Онуфрий ни разу не вспомнил о российской агрессии, когда комментировал атаку на собор в Одессе



Обращение Митрополита УПЦ (МП) Онуфрия (Березовского) от 23 июля к жителям Одессы после последних ракетных обстрелов вызывает некоторые замечания. С одной стороны, оно полн слов сострадания и поддержки, с другой – не содержит прямого осуждения российской агрессии, стоящей за этими трагедиями.

В обращении Онуфрий пишет о «очередной вражеской атаке на город Одессу», но не называет, кто именно враг.

«С глубокой грустью восприняли известие об очередной вражеской атаке на город Одессу, в результате чего разрушен Спасо-Преображенский кафедральный собор, жилые дома и другие сооружения. Особой болью является то, что в сегодняшнюю ночь снова погибли люди, многие ранены и госпитализированы. Примите мои искренние соболезнования в связи с этой великой трагедией», – начинает своё обращение Онуфрий, не упоминая ни о российских ракетных обстрелах, ни о полномасштабной войне в своём обращении дальше в тексте.
Такая формулировка фактически равняет двух агрессора и жертву, тогда, как известно, что ракеты были запущены российскими войсками. Отсутствие прямого упоминания о России в этом контексте вызывает возмущение у украинцев, чётко знающих, кто обстреливает наши города, населенные пункты, храмы, больницы и школы. Митрополит Онуфрий предлагает своим верным «терпение и сугубые молитвы», призывая «не давать гневу превратиться в ненависть».

Вместо того чтобы взбодрить людей и призвать их к сопротивлению с российским агрессором всеми возможными силами, «духовный лидер» УПЦ (МП) подбирает такие слова, будто украинцы сами являются преступниками и поэтому должны сдерживать «ненависть и гнев» и «терпеть».

Конечно, такой подход может быть воспринят как чрезмерная лояльность к агрессору, поскольку ответная оборонная реакция Украины морально оправдана против зла оккупации. Это подтверждают даже святые отцы, та же Библия имеет много свидетельств, где Бог благословлял народ на войну против оккупантов. Однако Онуфрий не упоминает эти места из Св. Писания, а выбирает слова такие, которыми пастыри обычно поучают грешников, совершающих насилие.

Отсутствие в обращении чётких требований к России прекратить российскую агрессию и освободить украинские земли от российских войск также подлежит критике. Духовный лидер должен не только успокаивать свою паству в сложные времена, но и осуждать зло и призывать к его ликвидации, уничтожению.

Тем не менее, следует признать, что Онуфрий выразил общие слова сострадания и поддержки. Однако для полноты картины им не хватало чёткого морального осуждения русской агрессии и призыва к её прекращению. Это помогло бы избежать критики со стороны украинцев, которые теряют своих близких, защищающих Украину.

Некоторые люди, комментируя обращение Онуфрия, так и написали, что только российская ракета в имение Березовского возможно смогла бы изменить его размытую и нечёткую риторику на что-то более чёткое.

Таким образом, слова Митрополита Онуфрия были правильны только наполовину: с одной стороны он выразил поддержку, но с другой стороны не осудил прямо виновных в этой трагедии – русские войска, Кремль и Путина.

В дальнейших выступлениях такого рода Митрополиту Онуфрию следовало бы добавить точные призывы по поводу российской агрессии, чтобы обращение соответствовало сложным реалиям времени.

Связи с РПЦ

Как известно, УПЦ (МП) по-прежнему в единстве с Московским Патриархатом. И это, несмотря на аннексию целых епархий на оккупированных территориях, и открытые заявления к поглощению УПЦ (МП) и фактически её ликвидации.

Создается впечатление, что с целью сохранения связей с Русской Православной Церковью (РПЦ), УПЦ (МП) избегает выразительного осуждения российской агрессии и оккупации территории Украины и делает это неясно, только под давлением общественности и власти. Известно, что РПЦ использует свои связи с УПЦ (МП) для поддержки своих интересов в войне против Украины и именно поэтому власти Украины хотят запретить эти связи.

Сохранение связей с РПЦ, несмотря на очевидную агрессию России против Украины, может навредить УПЦ (МП) по двум основным причинам. Во-первых, это подрывает её авторитет и имидж в глазах украинской общественности, которая в большинстве своём поддерживает защиту суверенитета и территориальной целостности Украины. Отказ от внятного осуждения агрессии со стороны РФ может восприниматься как пассивная поддержка оккупанта, подогревание агрессору.

Во-вторых, это может спровоцировать конфликты и напряжения в самой УПЦ (МП). Часть её верных выступает против связей с Московским патриархатом, благословляющих агрессию против Украины. Это уже приводит к внутренним расколам и снижению популярности УПЦ (МП) среди верующих, что в свою очередь угрожает её стабильности и роли в украинском духовном пространстве. УПЦ (МП) теряет десятки приходов ежемесячно. Процесс медленный, но постоянно продолжающийся.

Поддержка суверенитета и территориальной целостности Украины, радикальные шаги на разрыв с Москвой должны стать приоритетом для руководства УПЦ (МП), и только тогда возможно сохранение её остатков авторитета и места в сердцах украинских верующих.

Не осталось времени

Ситуация вокруг УПЦ (МП) осложняется. Несмотря на обращение отдельных иерархов этой Церкви со словами сострадания украинцам, в целом позиция УПЦ (МП) остаётся пассивно ожидающей. Нет никаких признаков разрыва с Московским Патриархатом или осуждения российской агрессии на высоком уровне.

Собор в Феофании (27 мая 2022 г.) призвал Украину и РФ к «переговорам» и лишь выразил «несогласие» с позицией Патриарха Московского, но не осудил ни российскую агрессию, ни деятельность Гундяева и Путина. Такую «нейтральную» политику УПЦ (МП) пытается держать и тогда, когда российские ракеты уничтожают её соборы.

В такой ситуации есть общественный запрос о запрете или реорганизации УПЦ (МП). Многие считают, что церковь, которая сохраняет связи с агрессором, не имеет права на существование в Украине. Об этом свидетельствуют и соцопросы. Около двух третей украинцев выступают за запрет УПЦ (МП).

По последним данным, правительство всё больше склоняется к решительным действиям. Внутри власти доминирует мнение, что УПЦ (МП) своей пассивностью предала украинцев и не имеет шансов на радикальные изменения и самоочищение собственных рядов от русского мира. Подливает масла в огонь и найденные СБУ доказательства сотрудничества священнослужителей с рашистами, а также посещение 12 иерархов УПЦ (МП) России, где вместе с Кириллом они молились за Путина и российское войско.

Рассматривается возможность такого решения уже в праздник Крещения Руси – 28 июля. Это имело бы символическое значение, связанное с несколькими историческими событиями. В общем, ситуация динамичная, а решение власти ещё не принято окончательно, но аналитики УПЦ (МП) говорят, что их запретят «уже на днях».

Главный вопрос для УПЦ МП – удастся ли им в последний момент улучшить ситуацию своевременными радикальными шагами: разрывом с Москвой и чётким осуждением агрессии? Бездумная пассивность в такое время – потеря последних шансов. Время для кардинальных изменений УПЦ (МП) практически иссякло, а УПЦ (МП) продолжает притворяться, что ничего такого не произошло.

Красноречивым свидетельством нынешнего состояния УПЦ (МП) может стать реакция рядового иеромонаха УПЦ (МП) на обстрел собора. Он сказал, что не видел, как россияне взорвали собор в Одессе, а ситуацию назвал сложной. «Взорвалось, и взорвалось. На всё воля Божья», – убеждал служитель журналиста. Дальше он не стал подтверждать слова журналиста, что российские войска атаковали Украину. Вот такая позиция. Впрочем, если речь идёт об осуждении ПЦУ или Патриарха Варфоломея, а не России, то в ход идут все имеющиеся инструменты: от пугани церковными проклятиями до судебных тяжб на прихожан.