четверг, 7 мая 2015 г.

Foxnews: Стена на границе с Россией может обернуться дорогостоящим провалом

Фото сделано 18 апреля 2015. Офицер пограничных войск Украины говорит по телефону возле забора на украинско-российской границе вблизи Гоптивки, Харьковская область. Сеточное заграждение с намотанной сверху колючей проволокой возвышается посреди голых степных просторов Востока Украины. Это - первая линия обороны на случай полномасштабного вторжения на территорию Украины со стороны России.

Сеточный забор с намотанной сверху колючей проволокой стоит посреди голых степных просторов Востока Украины. Это - первая линия обороны на случай полномасштабного вторжения на территорию Украины со стороны России, которого все так боятся. Траншеи, укрепленные деревом - позиции для солдат. Фортификационные металлические заграждения, обмотанные колючей проволокой, укладываются поперек, чтобы остановить наступающую технику и пехоту.

Около полутора лет назад, сама идея создания укреплений, как во времена Второй мировой войны, показалась бы абсурдной. Однако многое изменилось, и прошлым летом, когда шли самые ожесточенные бои с про-российскими сепаратистами, было громко заявлено о начале проекта «Стена». В декабре премьер премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что программа будет стоить почти 520 миллионов долларов, строительство займет четыре года.

Теперь появились сомнения

Большая часть территории Восточной Украины находится под контролем про-российских сепаратистов, охрану участков границы протяженностью около 450 км обеспечить невозможно - это означает, что вражеские войска могут проникнуть именно через районы, находящиеся под контролем сепаратистов.

На сегодняшний день реализация проекта сосредоточена в Харьковской области, которая лежит к северу от зоны конфликта и имеет 315-километровую границу с Россией. В этом регионе строится еще одна линия защиты - вдоль границы с территорией, контролируемой сепаратистами.

Мнения жителей Харькова о том, насколько правильным является решение о строительстве «Стены», разделились.
Некоторые жители промышленного мегаполиса с населением 1,4 млн человек, одобряют проект, глядя на события, которые происходят в соседних русскоговорящих Донецкой и Луганской областях. На сегодняшний день более 6000 человек погибло в результате боевых действий между правительственными войсками и сепаратистами.

«Нам же нужно как-то самим себя защищать», - говорит Сергей Котляр, 46 лет-, «хотя, конечно, таким образом мы не сможем защититься на 100 процентов, только задержим врага на некоторое время».

Другие уверены, что строительство забора и рытье траншей - пустая трата денег, замечая, что противотанковых заграждений недостаточно в случае полномасштабной войны с применением ракетного оружия.

«Кто сможет их остановить?»,- говорит 22-летняя харьковчанка Анастасия Дуда,- «ясно, что такая страна, как Россия, имеет средства против металлических заборов из сетки, и что толку от этой стены, если граница в Донецкой области не закрыта?».

В прежние времена границы между соседними республиками Советского Союза были номинальными, члены одной семьи и даже общественные организации, спокойно существовали по обе стороны границы, даже не задумываясь об этом. Формально после распада Советского Союза в 1991 году положение изменилось. Однако в течение двух последующих десятилетий практически неохраняемая разграничительная линия между Россией и Украиной длиной 2300 км была воплощением «мечты контрабандиста». Сельские жители спокойно передвигались сами и пасли свой скот на приграничной территории, пересекая границу то туда, то обратно, иногда не зная наверняка, в какой именно стране находятся.

Сепаратисты Луганской и Донецкой областей пользуются полной прозрачностью границ. Украинские власти обвиняют Россию в том, что она поставляет через границу сепаратистам военную технику и живую силу, а также солдат собственной армии для поддержки при наступлениях. Москва отвергает достоверность всех спутниковых снимков и данных, лежащих в основе этих обвинений.
Во время боевых действий украинские пограничники ожесточенно сражались в превосходящими силами противника, чтобы сохранить контроль над границей.

"Установлено, что в ходе боев в Донецкой и Луганской областях огонь по украинским военным велся с территории соседнего государства (России) и без фактов пересечения границы"- говорит Александр Крук, начальник Харьковского погранотряда.
 

Наряду с возведением физических барьеров, Украинские власти ввели в действие бюрократические процедуры, чтобы пресечь поток российских граждан, пересекающих границу с целью присоединиться к боевым группировкам сепаратистов.

Правила прохождения официальных пограничных пунктов были ужесточены. На таможенном пункте Гоптивка люди стоят в многочисленной медленно двигающейся очереди, чтобы попасть в Россию на работу или в гости к родственникам.

Российские граждане могут въезжать в Украину только по международным паспортам, в то время как раньше могли это сделать просто по своему российскому паспорту. Таможенный досмотр проводится гораздо тщательнее и занимает больше времени.


Возведено уже 50 км заграждений, однако совершается дело не без трудностей. На некоторых участках точные координаты размещения Стены установить сложно, так как процесс демаркации границы после распада Советского Союза не был должным образом завершен.

Вместо того, чтобы терять время на ведение затяжных переговоров по вопросу линии разграничения, украинские власти в июне прошлого года в одностороннем порядке определили, где именно находятся восточные пределы страны.

«Хотя по закону земля в пределах 50 метрах от границы не может находиться в частной собственности, люди, по чьим участкам проходит «Стена», не лишились своих наделов»,- говорит глава харьковской Облгосадминистрации Игорь Райнин.

"Мы не готовы сказать людям, что из-за того, что в свое время не было сделано должным образом, мы конфискуем их землю через суд," - сказал Райнин.

Фортификационные сооружения находятся и глубже на украинской территории. Траншеи, укрытия и стоянки для бронетехники построены вдоль трассы и за Харьковом.

Экономика Украины отягощена расходами на ведение войны. Правительство вынуждено снижать расходы по всем направлениям, из-за этого бюджет проекта был сокращен в два раза. Однако Райнин настаивает на том, что проект остановлен не будет. «Программа рассчитана таким образом, что качество строительства не пострадает»,- заявил он.